Что такое лень?
Лень — это отсутствие желания или мотивации выполнять какое-либо действие или задачу. В медицинском смысле лень относится к состоянию физической и психологической апатии и усталости. Лень может быть вызвана различными факторами, включая стресс, депрессию, недостаток мотивации, нехватку энергии, недостаточный сон и другие причины.
Лень символизирует нам об апатии к тому, чем мы занимаемся и о том, что у нас низкий уровень энергетики, который мешает нам претворять мечты в реальность.
Чтобы избавиться от лени, нужно устранить причины, которые приводят к ее появлению. Существует три основных причины лени:
- Нелюбимое занятие;
- Отсутствие целей в жизни;
- Усталость и наличие низкого уровня энергетики.
Внутренняя мотивация: правда и вымысел
Психологи утверждают, что стоит овладеть искусством внутренней мотивации, как все дела и проблемы будут решаться сами собой, ведь у человека будет свой стимул преодолеть это! Кому неподвластна эта способность, психологи готовы оказать поддержку, проводя тренинги и задания. Так ли все тут гладко? Не является ли мотивация из рода побасенок, которые так любят коучи, учителя, да и все взрослые?
Рассмотрим внутренний стимул, мотивацию и многое другое на простом примере, возьмём стандартную проблему школьника или студента: как заставить себя учиться, если все лень. Не говоря уже про какое-то дополнительное образование. Есть ли выход из этой ситуации, можно ли справиться самому и в чем причины такого состояния.
Разновидности лени: поиски оправдания
Толковый словарь объясняет слово «лень» как нежелание что-либо делать по объективным или субъективным причинам.
Интересно, что об объективных причинах лени можно знать, догадываться или даже не представлять их, тем не менее, они есть и оказывают влияние. Человек может быть уставшим, голодным, злым, расстроенным, влюблённым, увлечён каким-либо хобби и поэтому не делать уроки или не ходить в школу. Это лень? Да, и она имеет понятное и объяснимое происхождение. Бывает, что всего лишь нужно покушать или отдохнуть, и многое наладится само собой, жизнь перестанет казаться такой ужасной и тяжёлой.
Второй распространённой причиной является постоянное и нудное указание родителей и учителей о том, что это надо делать. При этом в ход идут такие приёмы как рассказ о них самих идеальных в школьные годы, о массе свободного времени, если заставить себя сесть за письменный стол и быстренько все прорешать, о тяжком бремени несделанного, о суровой необходимости учиться в наше время.
Если бы взрослые были чуточку повнимательнее и прозорливее, они бы непременно заметили, что ребёнок это и сам все прекрасно понимает, просто у него именно сейчас нет сил идти учиться и когда они появятся неизвестно. И бесконечно напоминая о грузе, родители только усугубляют ситуацию и давят все сильнее и сильнее. Такой способ борьбы с ленью может привести к банальной депрессии или другим нервным заболеваниям.
С подобной разновидностью лени бороться сложнее, потому что в решении проблемы должны участвовать как минимум двое: один, найдя силы на уроки, а второй поддерживая подростка. Основой основ в обычной бытовой ситуации будет выступать награда, поощрение, похвала – все зависит от возраста и приоритетов.
Субъективной и самой серьёзной причиной отлыниваний от своих обязанностей является отсутствие желания учиться — ну просто не хочется. Нет внутреннего стимула делать что-либо. Вот тут и выходят на арену психологи с помощью по созданию внутренней мотивации.
Отсутствие мотивации у детей: нормальное положение дел
Мотивация — это побуждение к действию, которое базируется на мечтах, желаниях. Например, подросток хочет новый телефон, и родители начинают своеобразный шантаж: вот закончишь четверть хорошо, тогда и купим гаджет. А для этого надо прилагать усилия в учебе каждый день, вовремя делать уроки.
Так родители мотивируют ребёнка. Будет ли учащийся относиться к своим обязанностям лучше и трепетнее? Несомненно, уроки будут сделаны, только, что называется, из-под палки. Самому как было все лень, так и осталось, только ради айфона, тьфу, родителей, конечно, и своего успешного будущего вопрос уроков будет решён. Насколько это правильно и педагогично, надо думать родителям, кого они хотят воспитать: солдата или свободного человека с амбициозными задатками.
У взрослых все проще: им хочется выглядеть лучше, зарабатывать больше, быть статусными и уважаемыми. Ради своих целей они способны на многие подвиги. А ребёнку сложно соотнести выполнение вот этих конкретных уроков и школы со своим будущим.
Тогда психологи придумали понятие «внутренняя мотивация». Суть ее проста: человек сам должен придумать себе личные мотивы и причины, чтобы не ожидать подходящего времени или желания что-то сделать. Отличительная особенность от обычной мотивации — нет никакого ощутимого вознаграждения.
А что значит внутренняя мотивация у подростка? Как уговорить себя учиться, если не хочется? В этом и есть корень проблемы: искать какие-то побуждающие мотивы, ещё больше запутывая ситуацию, маскировать истинные причины псевдодоводами.
А может, и не надо находить стимул, а всего лишь раз и навсегда разобраться с причиной апатии к учебе?
Почему лениво учиться?
Чтобы понять, какими методами бороться с ленью, надо найти ее причину. Это самое сложное и деликатное, ведь при этом затрагивается не только внешний, но и внутренний мир подростка, его желания, надежды, опасения, страхи, характер и привычки.
Итак, почему все лень:
- Проблемы со здоровьем. Это самая распространённая объективная причина лени. В любом случае взрослые должны быть начеку, регулярно посещать детского терапевта и по внешнему виду подростка делать предположения. Весь организм — единое целое, и если какая-то одна система даёт сбой, то это отражается на функционировании остальных участков тела. Частые головные боли и недомогания, искривление осанки, бледное, или, напротив, очень красное лицо, плохой сон, постоянно холодные конечности, неумеренный аппетит или его отсутствие: все это сигнализирует, что подростку не просто лень, у него явные проблемы со здоровьем. Дабы этого избежать, стоит периодически обращать внимание на работу щитовидной железы, на анализы крови.
- Проблемы в психологии. Тонкая область, где надо быть предельно аккуратным. Может быть, у подростка идёт взросление и это его пугает? Страх стать самостоятельным и самому отвечать за поступки, свою жизнь. Возможны проблемы в школе: учителя не видят личность, а считают серой массой, одноклассники не общаются, кто-то угрожает или издевается. Как итог, у человека возникает нежелание идти в школу, делать уроки, вообще учиться, потому что само слово «школа» вызывает головную боль. К этой же сфере относятся отсутствие друга, единомышленника, близкого человека, с кем можно поделиться наболевшим и просто поговорить по душам. Это вынуждает подростка замыкаться, жить в своих фантазиях, а не в реальности. Отсюда и равнодушие ко всем делам.
- Проблемы с самооценкой. Подросток просто может себя настолько низко оценивать как личность, как ученика, как сына или дочь, как друга, что это вызывает апатию и безразличие. Появляются размышления вроде: да куда мне, я все равно не смогу, я все только испорчу. В итоге страх показаться не самым умным и ловким просто маскируется ленью.
- Проблемы в домашней обстановке. Атмосфера дома может быть не самая приятная для школьника: нет своей комнаты, чересчур строгие родители, мешающие сосредоточиться факторы или просто невидение смысла в своих действиях.
- Проблема в практической приложимости. Часто у подростка нет взаимосвязи между делами, которые он должен выполнять сейчас, и будущим или вообще его жизнью. Зачем подметать, если опять будет грязно, почему нельзя разбрасывать вещи, кому нужен этот порядок в комнате – все эти отговорки типичны и объяснимы.
В зависимости от проблемы, что именно заставляет лениться, и надо искать варианты борьбы.
- С вопросами здоровья все понятно, нужно обязательно обратиться к врачу и нормализовать состояние. Тогда появятся силы и желание что-либо делать, лень — а здесь больше не лень, а недуг — пропадёт сама собой.
- Психологическая надломленность и неверие в себя должны исправляться с участием взрослых, в этом случае помощь психолога просто необходима. И чем раньше подросток начнёт разбирать свою проблему, отделять надуманное от реальности, анализировать происходящее под грамотным руководством психолога, тем быстрее он избавится от такой напасти.
Конечно, в зависимости от погружения подростка в проблему, возможно, достаточно простого, но доверительного разговора с авторитетным взрослым. Говорят, у страха глаза велики, поэтому не получается адекватно оценить обстановку, найти правильные решения. Общение с психологом или близкими поможет выбраться из этого состояния. Не стоит ожидать, что разговор сразу пойдёт как по маслу, открывать свою душу сложно, а услышать другого сквозь пелену своих забот намного сложнее. Поэтому поначалу беседы будут носить просто информативный характер. Постепенно двое научатся говорить и слушать, доверие возрастёт.
- Изменить обстановку дома иногда невозможно, подросток должен к ней приспосабливаться и даже немного проявлять организаторские способности. Например, если лень учить уроки, потому что и нормального места нет, где присесть с учебником, не то, чтобы выучить параграф, предстоит сделать себе настоящий рабочий стол — убрать лишнее и отвлекающее. Очень помогает составление распорядка дня — оно заставляет придерживаться временных рамок.
- Взрослым важно хвалить подростка и поощрять его в любых начинаниях. Это будет огромным естественным стимулом сделать ещё раз, но лучше.
- Вопросы «почему это должно быть так» и «зачем это нужно» пройдут с появлением жизненного опыта, родители и учителя своим поведением должны подавать положительные примеры и тем самым способствовать изменению поведения ребёнка.
Как видно, причин у лени много и не всегда дело в банальном «не хочу». Иногда, поощрительной мотивацией или внутренней можно только усугубить проблему, загнав ее глубже. Для начала важно разобраться, что это за лень, почему подросток не хочет ничего делать, а лишь потом думать о методах борьбы. Скорее всего, после поиска истинной проблемы, лень и нежелание что-либо делать исчезнут сами собой.
Как избавиться от лени?
1. Избавляемся от лени, которая возникает из-за первой причины – нелюбимая работа, нелюбимая деятельность, которая подавляет всю мотивацию и после нее ничего не охота делать. Такая лень может сопровождаться тем, что человеку после работы ничего не охота, да и на работе он не проявляет особо упорства, после работы он может постоянно смотреть телевизор или постоянно спать. Если человеку хочется постоянно спать, чтобы хотя бы во сне отдохнуть, чтобы во сне получать удовольствие от жизни, то это говорит, что нужно сменить деятельность. Нужно найти такую работу и такую деятельность, которая будет приносить как моральное, так и материальное удовлетворение. Если такой возможности нет, то нужно продолжать ходить на работу, но в свободное время заниматься чем-то, что приносит удовольствие, и что в будущем способно приносить хороший доход. Сейчас многие строят бизнес дома. В неделе есть у каждого человека примерно 2 выходных дня и еще несколько свободных часов в течение рабочего дня, которые можно потратить на новое занятие, развивать свой бизнес, который через 2-3 года будет приносить хороший доход, что позволит уйти с нелюбимой работы. То есть тут два варианта: либо искать новую работу, либо остаться на работе, но дополнительно заниматься тем, что нравится и что окупится в будущем. Чтобы найти себя, свое предназначение вам, возможно, придется сменить несколько работ. Редко бывает так, что человек сразу же находит работу по душе. Нужно пробовать себя во многом и потом выбирать.
2. Отсутствие целей демотивирует. Зачем нужно жить (читать – в чем смысл жизни?), если нет целей. Поэтому нужно ставить цели – на месяц, на год, на 5-10 лет. Они должны вдохновлять вас. Если у вас лень появляется из-за отсутствия целей, то их нужно поставить. Человек без целей, как корабль без руля. Такого человека жизнь может завести туда, где ему не хотелось бы оказаться. Обычно люди без целей бессмысленно проводят свою жизнь, они нередко много пьют и курят, в общем, уничтожают свой организм. А курение и алкоголь еще плохо сказываются на энергетике, понижая ее.
3. Низкая энергетика. Это частая причина лени, когда мы устаем, когда нет сил. Нужно просто заняться энергетикой, повышать ее (читать – где взять энергию?). Если охота спать, то стоит поспать. Так как во сне энергетика повышается. Занимайтесь спортом – это тоже хорошо заряжает. Нередко мы тратим свою энергию на плохие мысли, бессмысленные разговоры, питаясь пищей, которая для переваривания требует многих энергетических затрат и растрачиваемся на прочие нелепые вещи, например, еще на вредные привычки. Поэтому нужно повышать энергетику и не тратить ее впустую, тогда вас лень никогда не станет посещать. Людей с высоким уровнем энергетики она не посещает, даже если им и приходится выполнять нелюбимую работу или заниматься нелюбимыми делами.
Еще несколько советов, которые помогут вам избавиться от лени:
- Ничего не делайте. Просто встаньте посередине комнаты, закройте глаза и продолжайте стоять до тех пор, пока не захочется что-то делать. В это врем нельзя разговаривать, что-то смотреть или слушать, нельзя ни о чем думать. Нужно просто спокойно стоять. Примерно пройдет 5-10 минут, как вам захочется чем-то заняться и лень пройдет.
- Трудно заставить себя работать (лень это сделать). Просто заставьте себя 5 минут поработать. Это сделать легко. А потом вы увлечетесь работой, и лени как след простынет. Но только не переутруждайтесь, а то лень снова может вернуться, если у вас сильно понизиться энергетика. Нужно в работе делать перерывы для отдыха.
- Концентрируйтесь на чем-то одном, а не выполняйте одновременно сразу несколько дел. Когда выполняешь много разных дел, то энергия попусту уходит в разные направления, а когда фокусируешься на чем-то одном, то зря энергию не теряешь, а наоборот, ее становится больше.
Прислушивайтесь к своей лени. Если она возникает, то она хочет вам что-то сказать: либо вам не хватает энергии для того, чтобы с ней справиться; либо отсутствует мотивация; либо занимаетесь нелюбимым делом. Прислушивайтесь к лени и тогда вы сможете понять, как от нее избавиться.